Волхов

Относительно молодой город Волхов расположен на берегу одноименной реки в 140 километрах к востоку от Санкт-Петербурга.
Берега реки Волхова, одного из основных торговых путей древности, не оставались без внимания людей. На берегу реки в VIII веку появилось поселение Ладога, ставшее на долгие годы центром не только земель по реке, но и игравшее важное значение в истории всего нашего государства.

Выше по течению, у порогов стояли небольшие села Званка, Михайловский погост, Петропавловское. Главные доходы местные жители получали от занятий лоцманством, рыболовством и торговлей.

Город Волхов

Река Волхов

В 1904 году при строительстве железной дороги Санкт-Петербург, у реки Волхов была построена станция, получившая от ближайшей деревни название Званка. В 1914 году от волховский берегов началось строительство железной дороги на Мурманск.
В начале XX века инженер Генрих Осипович Графтио предложил проект по строительству гидроэлектростанции на реке Волхов. Первые работы по строительству станции начались еще до событий 1917 года, но политический и экономический кризис остановили работы. Лишь в 1921 году строительство было возобновлено.

Волхов

Волховская ГЭС

Уже в декабре 1926 году были пущены 3 первых гидроагрегата. В 1927 году мощность станции составила 58 МВт, что обеспечивало 62,6% потребности Ленинграда в электроэнергии.

Стоит отметить, что знаменитый план электрификации страны, предполагал не только строительство энергетических мощностей, но и развитие промышленности в целом. Так, рядом с Волховской ГЭС в 1930 году началось строительство первого в стране алюминиевого завода, на котором уже через два года был получен первый алюминий.

Со строительством промышленных предприятий развивался и транспортный узел, а станция Званка в 1934 году была переименована в Волховстрой.

Активное промышленное строительство дало начало новому городу, объединившему старые села и деревни и поселок строителей. Постановлением ВЦИК от 27 декабря 1933 года старые деревни, поселок Званка и поселок строителей были объединены в город, получивший название Волховстрой. 16 апреля 1940 года Указом Президиума Верховного Совета РСФСР Волховстрой переименован в Волхов.

Молодой город Волхов стал одним из центров обороны Ленинграда в Великой Отечественной Войне. Важный транспортный узел, фактически являлся единственным оставшимся путем в Ленинград. В 1941 году в результате упорных боев город отстояли, чем фактически спасли Ленинград.

Оборудование ГЭС и алюминиевого завода было демонтировано и вывезено. Осенью 1942, 3 гидроагрегата по 8 МВт было вновь установлено на станции и по дну Ладожского озера был проложен электрический кабель в Ленинград.

После прорыва блокады в ночь с 5 на 6 февраля 1943 года со станции «Волховстрой» в Ленинград отправился первый после прорыва блокады поезд с продовольствием. Ныне знаменитый паровоз ЭУ 708-641980 доставивший первый поезд установлен на станции «Волховстрой-1».

Город Волхов

Паровоз ЭУ-708-64

После войны, была восстановлена и начала работать на полную мощность Волховская ГЭС, был восстановлен алюминиевый завод, произведена реконструкция станции.
Развивался и город. В 50-е годы застраивается Кировский проспект, ставший центральной улицей города, которая ныне является наиболее интересным архитектурным ансамблем города.

Волхов

Проспект Кирова

Интересная история города нашла отражение и в памятниках истории и архитектуры. Как и многие города, Волхов начинается с вокзала. Высокий шпиль здания вокзала Волховстрой знаком многим пассажирам поездов, проходящих из Мурманска, Петрозаводска, Вологды, Петербурга.

Волховстрой

Железнодорожный вокзал

От старой станции Званка сохранилась красивая водонапорная башня. Рядом с вокзалом установлен знаменитый паровоз ЭУ 708-641980.

Пройдя от вокзала к реке Волхов, стоит пройти вниз по течению, по Октябрьской набережной. Здесь на берегу реки стоит церковь Михаила Архангела, построенная в 1820 году в бывшем селе Архангельском.

Волхов

Церковь Михаила Архангела

Рядом с ней располагается музей истории города. Музей находиться в доме, специально построенном для Генриха Осиповича Графтио, автора проекта и главного инженера Волховской ГЭС. в 1923-1924 годах.
От дома-музея открывается прекрасный вид на Волховскую гидроэлектростанцию, нарушенный в некоторых местах системами безопасности.

Волхов

Дом-музей Графтио

На другом берегу Волхова видны трубы Волховского алюминиевого завод – гиганта первых пятилеток.
Рядом с заводом располагается центр города. Особый интерес представляет собой застройка проспекта Кирова.
Прекрасное транспортная доступность, памятники промышленной архитектуры и достопримечательности окрестностей города делают Волхов привлекательным для туристов. В целом, если бы не разбросанность некоторых частей города, то город бы производил бы приятное впечатление городка-заповедника советской эпохи.
Добраться до Волхова можно по железной дороге до станции Волховстрой или на автобусах из Санкт-Петербурга. На личном транспорте по Мурманскому шоссе, далее поворот на Волхов.

Цитирование материалов проекта в социальных сетях - приветствуется


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*